Андрей Тамиранов (tamiranov) wrote,
Андрей Тамиранов
tamiranov

Categories:

Неудобная готика

Оригинал взят у x_maxy_ru в Неудобная готика


Базилика Сен-Клотильд


Собор Богоматери Парижской


Вся западная Европа полна зданий в готическом стиле. При слове «Готика» перед мысленным взором предстает величественный собор, устремленный в небеса. От его вида захватывает дух. Но если побороть эмоции и задуматься, то становится удивительно, как такое чудесное сооружение могло быть построено в темном средневековье.
Такое удивление вполне обоснованно: история готики полна противоречий и, кажется, вовсе выдумана.


Историки архитектуры сообщают нам, что этот стиль зародился в 12 веке во Франции, откуда постепенно разошелся в соседние страны (Англию, Испанию и Германию и далее на восток). Готика преобладала в архитектуре средневековой Европы до XV века, когда была вытеснена архитектурой Ренессанса.

Между тем, на этом история готики не закончилась.
В 18-19 вв. случилось так называемое «готическое возрождение», когда по всей Европе (да и за ее пределами) вновь начали возводиться готические здания. Фактически «готическое возрождение» было остановлено Первой мировой войной, или, скорее, широким распространением новых строительных материалов — металла и особенно железобетона.

[Spoiler (click to open)]Итак, что же такое готический стиль в архитектуре?
Этот стиль, согласно истории архитектуры, пришел на смену романскому. Причем переход к готике стал качественным скачком.
Главное отличие заключается в конструкции здания.
Конструкция романского здания основывается на сплошном своде, передающем нагрузку на несущие стены (реже — колонны). Конструкция готического здания основана на ребристом своде, нагрузка которого по ребрам передается на несущие колонны.

Ребристый свод, являясь развитием сплошного романского, более совершенен и в то же время прост в строительстве. Ребра и колонны, на которые они опираются, представляют собой упругий каркас, воспринимающий все нагрузки. Промежутки между ребрами и колоннами могут быть заполнены легкой кладкой, выполняющей чисто декоративную функцию, либо вовсе оставлены пустыми (окна).

Для готики характерно использование стрельчатой формы арки. Такая форма более эффективна, нежели полукруглая, так как создает меньший горизонтальный распор.
Это обстоятельство позволяет сделать ее пролет больше, чем у полукруглой, при той же толщине.

Основной (и, пожалуй, единственный) конструкционный материал готики — камень.
другие материалы — дерево и металл — также применяются, но не в конструкции, а для ненесущих элементов (перекрытий, кровель, декоративных объектов). Готическая архитектура явила предел возможностей камня как строительного материала.

Однако в XV веке происходит странное событие.
На смену самому передовому и совершенному стилю (а точнее — самому передовому классу каменных конструкций) приходит вытащенный из небытия «античный классицизм», причем порой в самых архаичных (греко-египетских) формах.
Готика, владевшая умами архитекторов всей Европы на протяжении трехсот лет, неожиданно испаряется. Методы строительства забываются, сами строители разбредаются кто куда. Стрельчатая арка исчезает и заменяется древней полукруглой, ребристые своды заменяются старыми сплошными, причудливые сложнейшие орнаменты заменяются на «классические» растительные мотивы и полированный мрамор.
На протяжении последующих трех веков архитектура как будто бы вновь развивается с нуля (ну или почти с нуля — от уровня «позднего Рима»).

Зараза Ренессанса, расползаясь из Италии, подминает под себя почти всю Европу, оставляя повсюду свои следы — здания в «новом» (т.е. «переосмысленном» «старом») стиле. На триста лет умами архитекторов овладевают классические ордера, пропорции греческих храмов и римских терм.

Но в середине 18 века из Англии приходит сигнал «Готического возрождения» (считается, это замок Инверари). Европа снова открывает для себя готику.


Однако есть одно странное обстоятельство.
Историки архитектуры очень не любят говорить о готике.
Примеры вот:
История градостроительного искусства Бунина, том 1. Книга охватывает историю от древнейших времен до 1917 года. Из 800 страниц готике отведено 10 (т. е. один процент от общего объема)
Всеобщая история архитектуры (в 14 томах) — из свыше 5000 страниц — готике уделено 40 (т. е. менее процента!)
И так далее, и так далее.

Что это? Как объяснить тот факт, что совершеннейший метод каменного строительства так обделен вниманием?
Кажется, ответ довольно прост. Если привлечь к нему много внимания, возникнет тот самый неудобный вопрос: Почему он был забыт на целых триста лет?
Ответа на этот вопрос у историков архитектуры нет.
Но даже если бы и был, остаются другие вопросы.
Например, строительство Кёльнского собора во второй половине 19 века обошлось в чудовищную сумму, превышающую миллиард долларов США (2008 года)! И это с учетом самых передовых методов строительства и методов расчета конструкции. При этом заявляется, что строительство велось «по средневековым чертежам». Ни один строитель или архитектор не будет проектировать заведомо невыполнимое здание. Средневековые чертежи здания, стоящего в строительстве миллиард долларов — это все равно что средневековые чертежи нефтеналивного танкера.


Краткое обобщение всего вышеизложенного:

Имеются следующие утверждения
I. В древности в Европе господствовал греко-египетский архитравный стиль (здесь и далее стиль будет означать не столько внешний вид, сколько конструктивные особенности).
II. К началу нашей эры он сменился римским, который затем постепенно мутировал в интернациональный романский.
III. Готика зародилась в XII веке и сошла на нет в XV веке (в Ренессанс)
1. Готика явилась развитием романского стиля, она более совершенна конструктивно (и более сложна художественно). Это предел возможностей каменного строительства.
2. В XV-XVIII веках — во время Ренессанса — ничего готического в Европе не строится. Отдельные элементы (причем весьма неказистые: Ка’ д’Оро) начинают появляться в конце XVII века.
3. В то же время Ренессанса строится огромное количество зданий в романском (а часто даже и в «античном римском») стиле.
4. В XVIII веке начинается Готическое возрождение, достигающее своего пика в XIX веке.
5. В начале XIX века возникают новые методы расчета строительных конструкций (Навье).
6. В XIX веке строятся либо «перестраиваются» практически все известные готические сооружения Европы (примеры: Кёльнский собор, Нотр Дам де Пари, Вестминстерское аббатство).
7. В конце XIX — начале XX вв. в обиход строителей внедряются новые материалы (сталь и железобетон), что приводит к практически полному забвению натурального камня как конструкционного материала и как следствие — к окончанию готического возрождения.


Утверждения I-III вступают в очевидное противоречие с 1-7, поэтому приходится их выкинуть.
Ни один строитель в здравом уме не будет отказываться от более прогрессивной технологии строительства, если она позволяет достичь более выдающихся результатов, недостижимых прежними технологиями. Невозможно представить себе, что современные архитекторы и строители вдруг забросят железобетон и примутся складывать здания из натурального камня или хотя бы кирпича, а железобетонные же здания, построенные до них, будут считать грубыми, «варварскими» и недостойными не то что строительства, а даже и изучения.
Отбросив же эти утверждения, мы увидим, что история архитектуры приобретет вид стройный и непротиворечивый.

Выводы:
Готика является закономерным развитием романского стиля, возникшего в XV-XVII вв. в Италии.
Ранние элементы готики возникают там же в Италии, но центром ее распространения становятся Англия и Франция в XVIII в.
В XIX веке готика становится особенно популярна (а новые методы расчета строительных конструкций дают возможность строительства более продвинутых сооружений) и получает широкое распространение как в Европе, так и в английских колониях (Австралия и особенно США).
В конце XIX-начале XX века готика уходит со сцены под натиском новых строительных материалов.


Удревнение готики произошло во время ее расцвета в XIX вв. Во многом благодаря некоему Просперу Мериме (который в дополнение понаоткрывал по всей Франции руин античных римских городов). Этот Проспер Мериме, известный своей фальсификацией балканского эпоса «Гузла», был приятелем Виктора Гюго, который написал книгу «Собор Парижской Богоматери». Эта книга всколыхнула интерес к истории и к истории архитектуры, да так, что готика (которая к тому времени уже почти сто лет переживала «Возрождение») была признана национальным французским стилем, отчего по всей Франции прокатилась волна «реставраций старых церквей в готическом стиле», да и нового готического строительства.
Дошло до того, например, что из всех 35 имеющихся в наличии готических церквей города Парижа 21 ПОСТРОЕНЫ С НУЛЯ в XIX веке, а ВСЕ остальные подвергались «реконструкциям» разной глубины или «реготизациям».
Вот пример. На одной из фотографий в начале поста изображена базилика святой Клотильды, а на другой – собор Нотр Дам. Если не знать наверняка, можно принять их за древние здания. Однако базилика ПОСТРОЕНА в 1862 году, Нотр Дам — в 1345 (по официальной версии). В реальности же Нотр Дам был «реставрирован» в 1841-1864 годах под управлением известного архитектора Э. Виолле-ле-Дюка (в частности, именно он впервые установил туда горгулий).

Этот Виолле-ле-Дюк отметился активной деятельностью по «реготизации» по всей Франции, настолько активной, что она даже вызывала возмущение. Например, он полностью переделал под готику «средневековый» замок Каркассон (теперь мы не знаем, как он выглядел до реставрации, и выглядел ли вообще).


Волна «реготизации» захватила и соседние страны. Так, курфюрст Людвиг 1 Баварский вел себя совершенно аналогично Мериме — а именно, ездил по всей Баварии, искал старые церкви и здания и велел их «реготизировать», т. е. «убрать элементы стиля Барокко, добавленные в XVIII веке». Там, где подходящих старых зданий не находилось, они строились.

Практически для любого сохранившегося до наших дней готического здания можно найти сведения о его интенсивной реставрации или реконструкции в 19 веке. Пожары, удары молний, взрывы пороховых погребов не щадили шедевры архитектуры.

Ну и в качестве вишенки — вот как выглядел «средневековый» «готический» Миланский собор в 1745 году. Барокко в полный рост (причем явно старое и разрушенное), ни о какой готике и речи нет.




Tags: Интерес
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo tamiranov august 20, 2016 20:17 1
Buy for 10 tokens
В этом году я стал большим поклонником Ёлки)) , живущей у Yoll , пост о ней, я решил разместить у себя:) 3 августа 2016 года в Москве проходила встреча людей, занимающихся дрессировкой, обучением, лечением и реабилитацией птиц на волонтёрской основе. Приехали волонтёры из разных городов…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments